Давно я не писала ничего длинного, вкусного
сам себя не похвалишь... и музыкального. А сегодня у меня просто руки чешутся, так что зачем же себе отказывать. Но начну я не совсем с музыкального, а скорее с около музыкального и скорее книжного. Читаю я по-прежнему мало и мой список прочитанного завис где-то в ноябре, за что мне стыдно, но не суть. А дело в том, что вчера я не удержалась и начала читать вторую книгу в дополнение к той, что уже в процесс. Опустим, что сначала я этой книгой зарядила себе в глаз и только потом начала читать Итак!
Артемий Троицкий. Я введу вас в мир поп. К слову, это не просто книга, а фактически курс лекций по музыкальной журналистике, которые он действительно читал в определенный момент.
На самом деле Троицкого я обожаю, причем давно, и потихоньку собираю коллекцию его книг. Не то чтобы специально, но и пройти мимо я не могу по определению. Хотя тут надо понимать, что кто-кто, а он за словом в карман не полезет и запросто может между делом пройтись по любимой вами группе. Так что у нормальных людей возникает желание либо перестать слушать группу, либо, что скорее, перестать слушать Троицкого. Но когда это я была нормальной? Он вызывает у меня полнейший восторг и своей временами очень язвительной манерой и обширными познаниями. Временами, правда, он изъясняется так, что лично я понять его не в состоянии. Но это, как ни странно, вызывает у меня желание разобраться до конца, послушать что-то совсем уж дореволюционное и вообще.
Впрочем, тут я хотела всего лишь привести пару цитат из книги.
***
Начнем с доисторических времен. С первобытно-общинного строя. В те далекие времена вся музыка делилась на две части. Собственно, на эти две части она делится и сейчас: 1) музыка танцевальная (бытовая) и 2) музыка ритуальная. Танцевальная - это музыка, под которую оттягивались пещерные люди, поскольку потребность в танце у людей всегда существует. Это были просто барабанные ритмы или нехитрые мелодии, которые, скажем, пещерный чувак пел своей троглодитской девушке.***
В противоположность музыке диско, скажем, музыку техно слушать практически невозможно. Она слишком монотонна, слишком ритмически агрессивна, чтобы быть музыкой-для-слушания. Зато как музыка-для-приведения-в-движение верхних и нижних конечностей она годилась идеально.Еще куча букв моего авторства
Еще немного продолжая про книгу, Троицкий, пожалуй, единственный автор, чьи творения о музыке я читаю и, более того, читаю практически взахлеб.
И в какой-то мере это еще из-за того, что читать про музыкальные революции, что на Западе, что в Союзе, для меня отдельное удовольствие. При том, что я фактически равнодушна к рок-н-роллу, да и к самому началу советских рок-клубов тоже, хотя с последними чуть лучше. Так вот, при практически тотальном равнодушии к самой музыки, у меня не может вызывать восторг и некоторое преклонение тот факт, что когда-то музыканты просто напросто устроили культурную революцию, встряхнув общество до самого основания, разбив привычные правила. Я не говорю о том хорошо этот или плохо, правильно или нет. Это другое. Это целые эпохи, легенды. И это завораживает меня уже не первый год. Когда-то я даже писала на эту тему очередную кучу букв кто-нибудь отберите у меня клавиатуру. И к слову это же вызывает у меня легкую грусть, ибо мы живем явно не в эпоху музыкальных открытий. Понимаю, что в век доступности всего и вся и феноменального разнообразия контента трудно в принципе говорить о подобных вещах, но всё же есть в этом нечто печальное.
И на самом деле сегодня мне подумалось, что вот это вот сожаление и было одной из причин приведших меня к японскому року. Конечно, я не задумывалась об этом, когда открыла для себя это явление, но если вот так, задним умом... Думаю, какая-то доля правды в этом есть. Ибо есть в японских группах нечто, что однажды раздвинуло привычные мне рамки рок-музыки и, пожалуй, продолжает делать это до сих пор. Конечно, с увеличением выборки пришло и понимание, что и на другом конце Земли хватает стандартных вещей, похожих друг на друга как две капли воды. Собственно поэтому в последнее время я практически и не делаю попыток прям так уж целенаправленно искать для себя что-то новое, хотя не сказать, что я совсем этого не делаю. Но меня всегда очень огорчает, когда я слышу и вижу обезличенные группы, похожие одна на другую, что внешне, что по звучанию. Впрочем, ничего удивительного. По сути в западной музыке ровно такая же ситуация: есть бездна всего, что послушаешь один раз и не вспомнишь уже через десять минут. Про музыку русскую я тихо молчу, ибо с ней у меня в последнее время всё хуже и хуже, хотя и не без светлых пятен.
Но я лучше не буду скатываться в беспросветность, тем более что я, кажется, уже ощутимо повторяюсь. Лучше я скажу о других группах. О тех, кто, может, и не легендарен, но определенно запоминается. Конечно, с ними со всеми у меня очень разные отношения. Мало кто, как MUCC, шокировал с первой ноты настолько, что я бросала всё и бежала за билетом. Ибо Мукки - это какая-то отдельная категория. И хоть я и мало сейчас их слушаю, но не могу не признавать, что они как-то так умудряются писать музыку, что не знаешь, даже не можешь предугадать, какая нота зазвучит в следующую секунду. И каждая музыкальная фраза врезается в тебя со всего размаха, ибо это такое чувство новизны и в то же время что-то очень близкое, что просто не описать словами. Хотя вот такие шокировавшие меня группы все-таки есть.
А вообще меня сегодня в очередной раз вынесла дировская TouseiTosei
.
И мне подумалось, что, наверное, из всех групп Диры для меня самая большая страсть. Именно не любовь, ну или правильнее сказать, не только любовь, а страсть. Плохо контролируемая, мощная, выбивающая дыхание и заставляющая раз за разом запускать их в плеере. Безумный, умопомрачительный голос Кё. Воющая гитара Дая, которого я в некоторых моментах могу представить на сцене, даже не закрывая глаз. Танцующий за установкой Шинья, который вообще не понятно как умудряется извлекать из барабанов столько звука с его-то комплекцией. Бас Тошии, звук которого, кажется, можно потрогать, и, который точно прошивает тебя на сквозь. У меня ведь по-прежнему замирает всё внутри, когда я слышу его соло в CageCage
И непоколебимый Каору, который, похоже, будет играть, даже если начнется потоп. Несмотря ни на что.
Я сейчас не пытаюсь кого-то удивить или сказать что-то новое. Но этому маловато место внутри меня, так что...
И я не могу не писать о том, какой же все-таки удивительный альбом Arche. Я слушаю его уже почти 2 года и всё не могу наслушаться. Как однажды этот альбом приоткрыл мне занавес, окружающий группу, и показал, что не такие уж они и страшные, так и до сих пор он позволяет мне слышать что-то новое в них. Или даже не новое, но пробирающее насквозь. Я узнаю этих музыкантов всё лучше и лучше. Местами слушаю музыку, которую они выбирают, местами добираюсь до их сайд-проектов и всё равно не перестаю удивляться тому, КАК они это делают. Можно, конечно, сейчас написать про "мощное" звучание и это будет подозрительно похоже на мои эмоции после просмотра финала Догмы. Но всё же здесь совсем другое, ибо Диры - это временами такая боль, что впору искать какие-то другие слова, позволяющие описать это.
Как-то раз я наткнулась на пост с двумя версиями помянутой уже Tousei с двухдневного концерта. И кто-то в комментах написал, что ощущение будто в один день Кё пел об очень личной боли, а в другой - об общечеловеческой. И в этом, кажется, все Диры. И при этом, как ни парадоксально, они не давят на меня эмоционально. По крайней мере при прослушивании без видеоряда.
И что забавно, лучше всего я знаю их первый альбом и вот Arche. Всё, что между по большому счету сливается для меня воедино. Да и не до всего я еще добралась. Но вот Gauze, который первым был, я тоже очень люблю, ибо он окончательно позволил мне провалиться в их музыку. Я тут как-то не давно вспомнила в разговоре песню Akuro no OkaAkuro no Oka.
А человек, неплохо знающий Диров, долго не мог понять, о чем я вообще, а потом было море удивления от того, что это безумная древность и как я вообще это откопала. А мне так нравится! Я каждый раз, как слышу ее, вижу один из их лайвов чуть ли не до последней детали, хотя обычно не могу похвастаться тем, что запоминаю подобные вещи.
Похоже, я действую по принципу "когда не знаешь, что хочешь написать, пиши про Диров. Если знаешь, что хочешь, всё равно пиши про Диров".
Всё дело, наверное, в том, что в последнее время у меня немножко тяжело с музыкой. Я скачу от одного к другому, но ни на чем долго не задерживаюсь два дня Слота на повторе не в счет. Не то чтобы это было так уж необычно, но немного утомляет. А Диры - это такая абсолютная константа, что позволяет мне почувствовать себя в своей тарелке.
Пожалуй, скажу еще про новый ага уже полтора месяца как альбом Decays. Я принципиально не слушала его раньше, ибо ждала физическую копию. И вот сегодня! Наконец-то! Что они все-таки курили, когда выбирали образы? И вот знаете, это явно не та музыка, которая может поразить тебя до глубины души с первых нот. Заинтересовать, конечно, может, но вот поразить вряд ли. По крайней мере не в моем случае. Она легкая, в чем-то простая и очень ненавязчивая, но это тот редкий случай, когда такая музыка мне очень по душе нет дело не только в Дае.
И вот на этом месте я как-то невольно задумываюсь о том, что поп-музыку, как таковую, вроде бы не слушаю. С другой стороны я бы не назвала это прям поп-музыкой. Видимо, как это часто бывает у японцев, что-то вне жанров и определений. Ну или мне просто не хватает познаний.
Другой разговор, что я уже далеко не в первый раз задумываюсь над загадочностью градации на рок и поп. Ибо, если подумать, само понятие "поп-музыки" изначально произошло от "популярный". А теперь вспомним про "рок-группы", собирающие стадионы. Как-то немножко противоречиво. Хотя у рока есть сугубо ритмическое определение, но мне медведь в детстве на ухо наступил и станцевал. Как я закончила музыкальную школу????, так что этот вариант разграничения мне не подходит. Так и не могу до конца понять, насколько вообще осмысленно использование подобных определений. Есть, конечно, какие-то абсолютно субъективные критерии, но это все не то.
За сим откланяюсь, пожалуй. зря не отобрали у меня клавиатуру